aerrant (aerrant) wrote,
aerrant
aerrant

Categories:

Мозаики Пафоса


DSC09990.jpg
Под цветочным ковром “скрывались” великолепные мозаики двухтысячелетней давности, пока их случайно не обнаружил местный крестьянин в 1962 году.

DSC09976.jpg
Лучшего случая, думаю, может и не представиться: познакомиться с древнегреческими легендами, рассматривая напольную мозаику начала нашей эры.
Остаётся немного погуглить...

DSC09954.jpg
Федра и Ипполит.
Юноша в руке держит любовное послание. Задумчивой сидит Федра, а над ней амур с горящим факелом, символизирующий чувства неразделённой любви.

Ипполит! Ипполит! Болит!
Опаляет... В жару ланиты...
Что за ужас жёстокий скрыт
В этом имени Ипполита!

Точно длительная волна
О гранитное побережье.
Ипполитом опалена!
Ипполитом клянусь и брежу!

Руки в землю хотят – от плеч!
Зубы щебень хотят – в опилки!..
Вместе плакать и вместе лечь!
Воспаляется ум мой пылкий...

Точно в ноздри и губы – пыль
Геркуланума... Вяну... Слепну...
Ипполит, это хуже пил!
Это суше песка и пепла! (Марина Цветаева)

DSC09939.jpg
Археологическим парком наименован этот музей под открытым небом. А руины римских построек, разрушенных землетрясениями, арабскими набегами и прочим, были условно названы именами героев из древнегреческой мифологии.

DSC09949.jpg
Наиболее известные мозаики принадлежат развалинам виллы знатного горожанина Пафоса – так называемому “Дому Диониса” и, по всей видимости, являлись обычным декором для богатых домов римского периода.

DSC09946.jpg
Пирам и Фисба.

Лев разрывает плащ Фисбы и убегает...
Пирам.
“Зачем, Природа, жизнь даруешь львам,
Чтоб красоту твою они губили?..”
(Закалывается.)

Легендарная вавилонская история, в которой рассказывается о влюблённой паре, что условились тайно встретиться за стенами города у родника, невзирая на запрет родителей. Первой пришла Фисба, но испугавшись приближающейся к роднику львицы с окровавленной пастью, спряталась в пещере, обронив, убегая своё покрывало. Позже пришедший Пирам увидел львиные следы и обагрённый кровью покров возлюбленной, и решил, что она погибла. В отчаянии юноша вонзил в себя нож. Когда девушка вернулась к месту свидания, она нашла любимого умирающим, и заколола себя тем же ножом. (В общем, все умерли.)

Фисба
“Молчи, язык! К чему тут речь?
Приди сюда, мой верный меч!
Рази скорей – вот грудь моя”.
(Закалывается.)
(Вильям Шекспир)

DSC09938.jpg
Этим руинам дано название “Вилла Тесея” из-за наиболее впечатляющей напольной мозаики с изображением аттического героя.
Дворцовый характер, площадь и богатство внутреннего убранства позволяет специалистам предположить, что здание являлось “виллой римского проконсула на Кипре” (Википедия).

DSC09931.jpg
На мозаичном полу под открытым небом изображена схватка Тесея с грозным Минотавром.
Легенда гласит, что критский царь Минос требовал от Афин ежегодной дани в лице: семи юношей и семи девушек на растерзание Минотавру, чудовищу с человеческим телом и головой быка, живущему в дворце-Лабиринте, как искупление за смерть сына критского царя. Однако, юный герой Афин Тесей решил сам отправиться на Крит, чтобы помериться силой с чудовищем и спасти обрекаемых на смерть молодых афинян.
В центре сцены изображён Тесей с занесённой для удара палицей, другой рукой он держит рог Минотавра. Справа от героя в мужском образе – олицетворение Лабиринта. Над ним изображена Ариадна – дочь царя Миноса, влюблённая в Тесея, она помогла выбраться ему из лабиринта; напротив, в женском образе – олицетворение острова Крит. В нижней правой части мозаики – поверженный Минотавр (плохо сохранился, к сожалению).

DSC09947.jpg
Похищение Ганимеда владыкой Олимпа Зевсом, превратившимся в орла.
Юноша пас стада в Трое, и считался красивейшим из смертных, да так хорош, что Зевс решил взять его на Олимп, на службу виночерпия.

DSC09952.jpg
Посейдон с трезубцем приближается к дочери царя Даная, которую отец отправил на поиск воды в сухом Аргосском краю. Бог морей и бурь спас её от лесного сатира и очарованный красотой девушки, открыл ей источники в Лерне. С тех пор Амимону символизируют с водным кувшином, а амур с зонтиком и факелом придаёт любовный мотив сцене.

DSC00006.jpg
Развалины средневековой крепости “Саранта Колонес” (“Сорока колонн”), воздвигнутой крестоносцами на фундаменте византийской крепости и более ранних античных построек. Замок был разрушен землетрясением 1222 года.

DSC09997.jpg
Руины стен древней лечебницы и храма, возведённого в честь бога врачевания Асклепия.
Асклепий, сын Аполлона, не только исцелял от болезней, но и возвращал умерших к жизни. Таким образом, нарушая закон и порядок, Асклепий прогневал властителя царства мёртвых Аида и повелителя неба Зевса. “Разгневанный Зевс метнул свою молнию и поразил Асклепия” (“Мифы Древней Греции”, Н. Кун).
А благодарные люди воздвигали и посвящали святилища богу-целителю.

DSC09948.jpg
“Как вы думаете, что здесь изображено?” – спрашивал темнокожий гид у своей группы. И после небольшой паузы нашёлся человек среди туристов, знающий правильный ответ.
Предполагают, что на мозаике изображены “четыре времени года”.

DSC09945.jpg
Икарий предстаёт бородатым старцем.
Однажды ему довелось принимать у себя Диониса. Могущественный бог в благодарность за гостеприимство обучил Икария искусству виноделия.
Рядом с Икарием изображена пьющая вино и не пьянеющая нимфа Акме в венке из виноградной лозы.

DSC09980.jpg
Продолжая путешествовать во времени... натыкаешься на руины ранней христианской базилики и целого подземного комплекса недалеко от северо-западных ворот.

DSC00007.jpg
Внутренний двор атриума “Дома Диониса” украшают популярные темы со сценами охоты.
Римские сандалии ступали по полу, сложенному из мелких разноцветных камушков. А нам уже не разрешают. Обыкновенный прежде пол превратился в бесценную реликвию.

DSC09953.jpg
Богат мозаичными изображениями пол в таблинуме – большой парадной гостиной дома. Среди орнаментальных узоров выделяется этот амур, держащий павлина за хвост.

DSC09937.jpg
Колоннаду “Виллы Тесея” не смогло уничтожить ни время, ни природные катаклизмы.
Ниже единственная из хорошо сохранившихся мозаик главного зала для аудиенций правителя.

DSC09935.jpg
Напольная мозаика со сценой первого омовения Ахилла.
Здесь видны лишь родители Ахилла и три мойры, богини судьбы (Клото, Лахесис и Атропос). Мозаика датируется V веком нашей эры.

DSC00012.jpg
Триумфальное шествие Диониса. На запряжённой двумя пантерами колеснице восседает бог вина и веселья в сопровождении сатиров, играющих на музыкальных инструментах, а также козлоногого, рогатого великого Пана, его частого спутника. В руке у Диониса тирс, увитый плющом и увенчанный шишкой.

DSC09943.jpg
Аполлон и Дафна.
Прекрасную нимфу преследует, охваченный к ней страстью, Аполлон. А Дафна, поклявшаяся остаться целомудренной, убегает от златокудрого бога красоты...
“Снова была хороша! Обнажил её прелести ветер...”
Когда уже силы покидали прекрасную Дафну, она взывает к своему отцу и просит: облик её изменить, уничтожить “погибельный образ”. И услышав молитву дочери, отец превращает её в вечнозелёный лавр.
“Волосы – в зелень листвы превращаются, руки же – в ветви;
Резвая раньше нога становится медленным корнем...” (Овидий, “Метаморфозы”)
Слева от непокорившейся девушки изображён её отец, речной бог Пеней. Справа от Дафны – застывший с луком и изумлённо наблюдающий за превращением Аполлон. Он сохранил свои чувства и в память о нимфе носил лавровый венок, считая лавр священным деревом.

DSC09993.jpg
Когда уже начинаешь отличать Персея от Тесея, можно обратить внимание и на Пафосский маяк, что построили англичане в конце XIX века (вскользь, конечно, не желая навлечь на себя гнев богов, помятуя о том, что выложенные камни на переднем плане гораздо старше).

DSC09927.jpg
В этой части мозаичного пола в “Доме Эона” изображены прекрасные из дочерей Нерея нимфы Галатея и Фетида, соревнующиеся в женской красоте. А также их мать и жена бога водной стихии Нерея океанида Дорида. С небес наблюдают за состязанием Зевс и Афина.
А тритоны увлекают проигравших нимф в морские глубины...

DSC09926.jpg
Наказание Марсия Аполлоном.
Фригийский сатир Марсий играл на флейте столь совершенно, что осмелился состязаться с самим Аполлоном. Судьями были Музы и Марсий проиграл. Тогда Аполлон велел содрать с Марсия кожу и подвесить на высокой сосне за дерзость.
Здесь мы видим Аполлона выносящего приговор, скифов ведущих Марсия. Рядом с покровителем муз Планэ – олицетворение заблуждения, а у ног его Олимп, ученик Марсия, молящий о пощаде для своего учителя.

DSC09928.jpg
Спасённого младенца Диониса держит на коленях Гермес, за спиной у него символично Нектар и Амброзия – “напиток и пища богов”, дающих бессмертие. Нимфы готовят младенца к купанию, простирающий к нему руки, видимо, будущий воспитатель бога Диониса.

DSC09936.jpg
Когда Дионис подрастёт, он отправится странствовать по свету в сопровождении шумной и необычной свиты из одержимых, сладострастных менад с распущенными волосами и безобразных сатиров с козлиными рожками.

DSC00014.jpg
Они будут всю дорогу петь и танцевать, то и дело придаваясь любовным утехам и обильному возлиянию, пугая и удивляя встречных на пути, бросая тем самым каждому смертному вызов.

DSC09975.jpg
Только в подземелье тихо и покойно, можно спрятаться в уединении,

DSC09984.jpg
не так слышен грохот и шум музыкальных инструментов от весёлой процессии, сопровождающей бога Диониса, чей звук сравнивали с раскатами грома.
Tags: Кипр
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments