aerrant (aerrant) wrote,
aerrant
aerrant

Интерьер Исаакия


DSC09539.jpg
Мысль о торжестве духа над плотью стремился передать Бруни, изображая картину “Страшного суда”.

DSC09411.jpg
Уникальны малахитовые колонны при входе в придел святой Екатерины.
Из бокового нефа виден иконостас малого алтаря, увенчанного золочённой скульптурной группой “Воскресение”.

DSC09553.jpg
“Архитектор его императорского величества, строитель церкви Исаакия”.
“Весь не умру” (non omnis moriar), – написал на титульном листе альбома с чертежами Исаакиевского собора Огюст Монферран.
Бюст архитектора работы А. Фолетти выполнен из различных сортов мрамора, применявшегося для облицовки интерьера собора.

DSC09500.jpg
Барабан главного купола исполнен в стиле эпохи Возрождения.
Живописность и пластичность высоких фигур ангелов-кариатид усиливается позолотой, создавая богатый декоративный эффект при ярком освещении.

DSC09474.jpg
Знаменитый макет Исаакиевского собора работы Максима Салина. Модель сделана из липового дерева без применения гвоздей и клея в масштабе 1/166 натуральной величины здания.
Говорят, резным деревянным макетом Монферран гордился, поставил в свой кабинет, где модель была “весьма полезна во время производства строения”.

DSC09541.jpg
В центре Христос, окружённый архангелами, а по сторонам праведники и грешники, у ног на чёрном покрывале скелет со сломанной косой – олицетворение смерти.

DSC09459.jpg
Апостолов в барабане и плафон главного купола дописывал уже живописец Пётр Басин по эскизам Брюллова, когда Карл Павлович простудился и слёг от тяжёлой работы в сыром недостроенном соборе.

DSC09554.jpg
Для лучшей сохранности макета дерево было пропитано благовонным маслом миро. Но всё же некоторые детали скульптурного убранства отвалились и были утеряны.
Крепостной крестьянин Максим Салин, автор модели, художник-самоучка, получил “вольную” за таланты свои и причислен был к Академии Художеств, а позже определён в комиссию в качестве смотрителя строительных работ.

DSC09435.jpg
Внутреннее убранство должно быть “великолепно, благородно и богато”, – настаивал Монферран на более дорогой отделке из натурального мрамора.

DSC09409.jpg
Большие южные внутренние двери, весом более 20 тонн.
Скульптор И. Витали, 1848-1850. Дуб, бронза, литьё.
На левой створке можно найти рельеф “Крещение князя Владимира в Херсонесе”, а на правой – “Умирающий Александр Невский принимает монашеский чин”.

DSC09521.jpg
В нижней части на правой створке дверей изображена сцена “Перенесение мощей Александра Невского из Владимира в Санкт-Петербург”, а на левой створке – “Крещение князем Владимиром народа в Киеве”.

DSC09403.jpg
Даже в пасмурный день роспись купола даёт ощущение воздуха, глубины небесного пространства и лёгкости нарядных фигур.

DSC09457.jpg
“Солнце, Луна и звёзды с ангелами” среди картин, посвящённых сотворению мира.
“И сотвори Бог два светила великая: светило великое в начале дне, и светило меншее в начале нощи, и звёзды...
И виде Бог, яко добро” (Книга Бытия).

DSC09460.jpg
В изображении “Адама и Евы” искусствоведы усмотрели некую “вялость и невыразительность” рисунка, и причиной тому видят постоянное вмешательство в творческий процесс живописца Бруни. Синодом предписывалось: “Положение Адама изменить так, чтобы в нём выражалось чувство благоговения к всевышнему...”, а Николай I “повелеть соизволил, чтобы фигура Евы была больше прикрыта волосами”.
(Во время Отечественной войны фрагмент с изображениями Адама и Евы был утрачен, и пришлось его писать заново.)

DSC09528.jpg
В плафоне главного купола изображена богоматерь в окружении святых. Расписывал купол Карл Брюллов свободными, широкими мазками, в монументальной живописи лаконично передать сложное изображение присуще только большому мастеру.
(Маятник Фуко свисал с купола, где сейчас белый голубь, когда Исаакиевский собор звался антирелигиозным музеем; опыты с маятником прекратились, говорят, сегодня он хранится в подвале.)

DSC09481.jpg
Святой Исаакий.
На месте собора на лугу прежде была небольшая одноэтажная церковь с колоколенкой, сооружённая в честь Петра I, а поскольку день рождения царя совпал с днём празднования памяти легендарного византийского монаха Исаакия Далматского, церковь и назвали Исаакиевской.

DSC09443.jpg
Отдавая куполу всё время и силы, Брюллов сделал множество подготовительных рисунков и в пылу вдохновения говорил своим ученикам: “Мне тесно, я бы теперь расписал небо!”
Проводя на высоких лесах под куполом целые дни, работа в сложных условиях подорвала здоровье художника. По рекомендации врачей он уехал на лечение в Италию, где и скончался в 1852 году.

DSC09506.jpg
Роспись в центральной части сводов, изображающая видение пророка Иезекииля, выполнена на библейский сюжет Бруни.
На фоне сумрачного неба пророк с воздетыми к небу руками и фанатичным выражением в горящих глазах. У подножья скалы, на которой стоит пророк, фигуры воскресающих: скелет, окутанный погребальным саваном, полумёртвые распростёртые тела и уже вернувшиеся к жизни люди.

DSC09489.jpg
Над западным входом в росписи люнета: “Творец, благословляющий своё творение”.
“И благослови Бог день седмый, и освяти его: яко в той почи от всех дел Своих, яже начат Бог творити” (Книга Бытия).

DSC09405.jpg
“Христос во славе” на фоне бледного неба, облачённый в пурпурный плащ с золотым шитьём.
Главный алтарь украшает витраж, изображающий воскресшего Христа – необычная деталь убранства для православного собора.

DSC09494.jpg
Большие северные двери, весом более 20 тонн.
Скульптор И. Витали, 1848-1850. Дуб, бронза, литьё.
Среди изображений, оформляющих створки дверей: Григорий Богослов распростёрши руки, рядом Василий Великий, выше лик царицы Александры, святой мученицы, а под ними чудотворец Дамиан.

DSC09507.jpg
Ввиду явных преимуществ мозаичных картин перед живописными (они лучше сохраняются) в конце XIX века Академия художеств приступила к работе по замене росписи мозаичными копиями.
В мозаику были переведены, в том числе, и изображения четырёх евангелистов в парусах главного купола.

DSC09467.jpg
Модель лесов для подъёма и установки колонн в масштабе 1/16 натуральной величины, 1826. (Надеюсь, какое-то время ещё постоит, не оскорбляя чувств верующих.)

DSC09548.jpg
“Благословен Бог наш всегда, ныне и присно и во веки веков”, – смиренно и певуче...

*Использовалась книга “Исаакиевский собор” (Г.П. Бутиков, Г.А. Хвостова).
Tags: Петербург и окрестности
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments