?

Log in

No account? Create an account
aerrant aerrant
Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
Интерьер Исаакия

DSC09539.jpg
Мысль о торжестве духа над плотью стремился передать Бруни, изображая картину “Страшного суда”.

DSC09411.jpg
Уникальны малахитовые колонны при входе в придел святой Екатерины.
Из бокового нефа виден иконостас малого алтаря, увенчанного золочённой скульптурной группой “Воскресение”.

DSC09553.jpg
“Архитектор его императорского величества, строитель церкви Исаакия”.
“Весь не умру” (non omnis moriar), – написал на титульном листе альбома с чертежами Исаакиевского собора Огюст Монферран.
Бюст архитектора работы А. Фолетти выполнен из различных сортов мрамора, применявшегося для облицовки интерьера собора.

DSC09500.jpg
Барабан главного купола исполнен в стиле эпохи Возрождения.
Живописность и пластичность высоких фигур ангелов-кариатид усиливается позолотой, создавая богатый декоративный эффект при ярком освещении.

DSC09474.jpg
Знаменитый макет Исаакиевского собора работы Максима Салина. Модель сделана из липового дерева без применения гвоздей и клея в масштабе 1/166 натуральной величины здания.
Говорят, резным деревянным макетом Монферран гордился, поставил в свой кабинет, где модель была “весьма полезна во время производства строения”.

DSC09541.jpg
В центре Христос, окружённый архангелами, а по сторонам праведники и грешники, у ног на чёрном покрывале скелет со сломанной косой – олицетворение смерти.

DSC09459.jpg
Апостолов в барабане и плафон главного купола дописывал уже живописец Пётр Басин по эскизам Брюллова, когда Карл Павлович простудился и слёг от тяжёлой работы в сыром недостроенном соборе.

DSC09554.jpg
Для лучшей сохранности макета дерево было пропитано благовонным маслом миро. Но всё же некоторые детали скульптурного убранства отвалились и были утеряны.
Крепостной крестьянин Максим Салин, автор модели, художник-самоучка, получил “вольную” за таланты свои и причислен был к Академии Художеств, а позже определён в комиссию в качестве смотрителя строительных работ.

DSC09435.jpg
Внутреннее убранство должно быть “великолепно, благородно и богато”, – настаивал Монферран на более дорогой отделке из натурального мрамора.

DSC09409.jpg
Большие южные внутренние двери, весом более 20 тонн.
Скульптор И. Витали, 1848-1850. Дуб, бронза, литьё.
На левой створке можно найти рельеф “Крещение князя Владимира в Херсонесе”, а на правой – “Умирающий Александр Невский принимает монашеский чин”.

DSC09521.jpg
В нижней части на правой створке дверей изображена сцена “Перенесение мощей Александра Невского из Владимира в Санкт-Петербург”, а на левой створке – “Крещение князем Владимиром народа в Киеве”.

DSC09403.jpg
Даже в пасмурный день роспись купола даёт ощущение воздуха, глубины небесного пространства и лёгкости нарядных фигур.

DSC09457.jpg
“Солнце, Луна и звёзды с ангелами” среди картин, посвящённых сотворению мира.
“И сотвори Бог два светила великая: светило великое в начале дне, и светило меншее в начале нощи, и звёзды...
И виде Бог, яко добро” (Книга Бытия).

DSC09460.jpg
В изображении “Адама и Евы” искусствоведы усмотрели некую “вялость и невыразительность” рисунка, и причиной тому видят постоянное вмешательство в творческий процесс живописца Бруни. Синодом предписывалось: “Положение Адама изменить так, чтобы в нём выражалось чувство благоговения к всевышнему...”, а Николай I “повелеть соизволил, чтобы фигура Евы была больше прикрыта волосами”.
(Во время Отечественной войны фрагмент с изображениями Адама и Евы был утрачен, и пришлось его писать заново.)

DSC09528.jpg
В плафоне главного купола изображена богоматерь в окружении святых. Расписывал купол Карл Брюллов свободными, широкими мазками, в монументальной живописи лаконично передать сложное изображение присуще только большому мастеру.
(Маятник Фуко свисал с купола, где сейчас белый голубь, когда Исаакиевский собор звался антирелигиозным музеем; опыты с маятником прекратились, говорят, сегодня он хранится в подвале.)

DSC09481.jpg
Святой Исаакий.
На месте собора на лугу прежде была небольшая одноэтажная церковь с колоколенкой, сооружённая в честь Петра I, а поскольку день рождения царя совпал с днём празднования памяти легендарного византийского монаха Исаакия Далматского, церковь и назвали Исаакиевской.

DSC09443.jpg
Отдавая куполу всё время и силы, Брюллов сделал множество подготовительных рисунков и в пылу вдохновения говорил своим ученикам: “Мне тесно, я бы теперь расписал небо!”
Проводя на высоких лесах под куполом целые дни, работа в сложных условиях подорвала здоровье художника. По рекомендации врачей он уехал на лечение в Италию, где и скончался в 1852 году.

DSC09506.jpg
Роспись в центральной части сводов, изображающая видение пророка Иезекииля, выполнена на библейский сюжет Бруни.
На фоне сумрачного неба пророк с воздетыми к небу руками и фанатичным выражением в горящих глазах. У подножья скалы, на которой стоит пророк, фигуры воскресающих: скелет, окутанный погребальным саваном, полумёртвые распростёртые тела и уже вернувшиеся к жизни люди.

DSC09489.jpg
Над западным входом в росписи люнета: “Творец, благословляющий своё творение”.
“И благослови Бог день седмый, и освяти его: яко в той почи от всех дел Своих, яже начат Бог творити” (Книга Бытия).

DSC09405.jpg
“Христос во славе” на фоне бледного неба, облачённый в пурпурный плащ с золотым шитьём.
Главный алтарь украшает витраж, изображающий воскресшего Христа – необычная деталь убранства для православного собора.

DSC09494.jpg
Большие северные двери, весом более 20 тонн.
Скульптор И. Витали, 1848-1850. Дуб, бронза, литьё.
Среди изображений, оформляющих створки дверей: Григорий Богослов распростёрши руки, рядом Василий Великий, выше лик царицы Александры, святой мученицы, а под ними чудотворец Дамиан.

DSC09507.jpg
Ввиду явных преимуществ мозаичных картин перед живописными (они лучше сохраняются) в конце XIX века Академия художеств приступила к работе по замене росписи мозаичными копиями.
В мозаику были переведены, в том числе, и изображения четырёх евангелистов в парусах главного купола.

DSC09467.jpg
Модель лесов для подъёма и установки колонн в масштабе 1/16 натуральной величины, 1826. (Надеюсь, какое-то время ещё постоит, не оскорбляя чувств верующих.)

DSC09548.jpg
“Благословен Бог наш всегда, ныне и присно и во веки веков”, – смиренно и певуче...

*Использовалась книга “Исаакиевский собор” (Г.П. Бутиков, Г.А. Хвостова).